красиво сказано На прошлой неделе вышел альбом «Square» — вторая полноформатная работа проекта Ивана Солимани-Лежнева Speaky Spiky. Speaky Spiky всегда был про живой и драйвовый фьюжн джаза и рока, но «Square» звучит как минимум на порядок абстрактнее предыдущих релизов. Хорошо это или плохо — неизвестно, проекту всегда не хватало чего-то, чтобы полноценно оформится и обрести индивидуальность, но была ли эта сложность и недоступность, которую можно услышать на «Square»?
Всё, что делал Солимани-Лежнёв в прошлом году, а конкретно одноименный альбом и миньон «Mrs. Sadslut», можно было легко обозвать более грубой копией King Krule или реактивной версией Arctic Monkeys, кому как больше нравится. Это был британский инди-рок двухтысячных, в котором жеманность была заменена животным драйвом, а оттого он не вызывал сильного отторжения, но и восторга тоже — всё-таки эти песни много на что похожи.
В случае со «Square» тоже хочется побыстрее найти правильный зарубежный эквивалент, но это далеко не так просто. Дело в том, что Speaky Spiky почти не написал песен для нового альбома, все пятьдесят минут хронометража —это почти что абстрактная электроника, похожая то на творчество немцев The Notwist, которые 20 лет назад сплели WARP-образную, гитарную и джазовую музыку вместе, то на безумные потоки нот The Mars Volta, только без гипермелодичных моментов. Разобраться в том, что происходит в первой половине альбома (дальше всё идёт уже гораздо спокойнее) — задача не из простых, зато удовольствие получить как раз просто.
Музыка в «Square» делится отнюдь не на песни, а на фрагменты, абсолютно случайные как по содержанию, так и по продолжительности. Хлёсткие гитары, фортепьяно, резкая запрограммированная перкуссия, тревожные лупы, живые барабаны — всё это может в разной последовательности взаимодействовать друг с другом в течение двух минут. Все мускулы рок-музыки ушли в интеллект музыки электронной, но тут нет старания показаться классным и умным, по сути — это всё тот же животный драйв Speaky Spiky, только завёрнутый круче и интереснее.
Еще новый альбом невероятно похож на американские горки: виражи тут резкие и внезапные, а главное — невероятно головокружительные. В фоновом режиме «Square» явно будет раздражать своей неуёмностью, а при внимательном прослушивании очень сложно так долго сохранять внимание. Зато если приноровиться к дикому ритму этого альбома, чувствуешь себя так, будто усмирил дикое животное, а это очень приятное ощущение.
Автор: Евгений Лисовский
#сторона #релизынастороне #speakyspiky